Коррупция — является порождением социума и отношений в нем, когда обособление управленческих функций в различных сферах (хозяйственных, общественных и т.п.) порождает у должностного лица возможность распоряжаться ресурсами, принимать решения не в интересах этого же общества, а исходя из своих корыстно-эгоистических мотивов.
Если говорить образно, коррупция в функционировании государства и общества ставит все с ног на голову: власть, носителем и единственным источником которой является народ, начинает использоваться во вред государству и обществу. Коррупция предполагает использование власти и связанных с ней возможностей не в интересах всего общества, а в интересах отдельных лиц или в интересах определенной группы лиц.
Наиболее простое определение коррупции — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.
Большинство населения лояльно относится к коррупции, не понимая ее опасности. Это препятствует успешной борьбе с этим явлением.
Особую опасность коррупция представляет в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность — обеспечение общественной безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.
Для предупреждения коррупции необходимо решение целого комплекса мер, среди которых следует отметить
- формирование негативной позиции граждан по отношению к коррупции;
- обеспечение контроля за доходами государственных служащих и законностью их деятельности;
- обеспечение принципа неотвратимости ответственности и наказания за коррупционные преступления.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём ежегодном послании к Федеральному собранию в декабре 2015 года отметил, что коррупция — препятствие для развития России.
Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных.
Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов мгновенно попадёт в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И конечно, гражданского общества.
Настоящий раздел посвящен противодействию коррупционным проявлениям в сфере деятельности ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань.
Меры ответственности за коррупционные правонарушении
____________________________________________________________________________
>>> Противодействие коррупции (на сайте Министерства образования и науки Самарской области)
_____________________________________________________________________________
Нормативно-правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции:
Федеральные законы:
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Указы Президента:
Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции»
Постановления Правительства Российской Федерации:
Иные нормативные правовые акты (в том числе Самарской области):
Закон Самарской области от 10.03.2009 № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области»
Нормативно правовые акты и иные акты (локальные нормативные акты) ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань по вопросам противодействия коррупции
Приказ «О назначении ответственного за противодействие коррупции в ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань»
Приказ «Об организации работы комиссии по противодействию коррупции»
План мероприятий по противодействию коррупции на 2023 год
План работы Комиссии по противодействию коррупции на 2023 год
Положение о противодействии коррупции (копия)
Кодекс этики и служебного (антикоррупционного) поведения работников ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань (копия)
Положение об антикоррупционной политике (копия)
Перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками (копия)
Перечень функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции (копия)
Положение о конфликте интересов работников ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань (копия)
Уведомление о факте обращения в целях склонения работников (копия)
Талон-корешок к уведомлению (копия)
Талон-корешок к уведомлению (копия)
Уведомление о конфликтной ситуации (копия)
Положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань (копия)
Порядок оценки коррупционных рисков деятельности в ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань (копия)
Стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации (копия)
_____________________________________________________________________________
Антикоррупционная экспертиза
Проблема противодействия коррупции является общегосударственной задачей. Каждое государство принимает определенные меры, которые направлены на снижение влияния коррупции на все сферы жизнедеятельности общества.
Антикоррупционную экспертизу можно охарактеризовать как деятельность определенных субъектов, которая проводится с целью выявления в нормативно правовых актах, а также в их проектах норм и пунктов, которые содержат коррупционные факторы. Данная деятельность включает также предложение рекомендаций, направленных на устранение вышеуказанных факторов. При этом данная экспертиза проводится: как по отношению законодательных актов; так и по отношению правовых актов органов исполнительной власти, в том числе и различные распоряжения.
Вопросы антикоррупционной экспертизы получили свое регулирование как на международном, так и на государственном уровне.
На уровне международных отношений данный вопрос получил свое регулирование в Конвенции ООН против коррупции.
Что же касается федерального уровня регулирования, то вопросы антикоррупционной экспертизы и правила ее проведения получили свое регулирование в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данный закон регулирует порядок проведения экспертизы. Кроме вышеуказанного закона было принято также соответствующее Постановление Правительства РФ, которое посвящено методике и правил проведения экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза, которая проводится в отношении правовых актов, основывается на определенных принципах, содержание и перспективы использования которых предусмотрены действующим законодательством.
В частности, в качестве принципов можно отметить:
- обязательность проведения экспертизы;
- проведения оценки нормативно-правовых актов во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами;
- обоснованность экспертизы, а также проверяемость и объективность ее результатов;
- требование компетентности лиц, которые проводят экспертизу;
- обязательное сотрудничество государственных органов в данной сфере.
1. Согласно принципу обязательности проведения экспертизы все нормативно-правовые акты, а также их проекты должны быть объектом данной экспертизы в обязательном порядке.
При этом говоря об обязательности экспертизы необходимо обратить внимание на тот факт, что обязательным является не только проведение данной экспертизы, но и выполнение соответствующих рекомендаций и предложений, которые были выдвинуты в результате в результате проведения данной экспертизы.
2. Согласно второму принципу эксперт, который осуществляет экспертизу конкретного нормативно-правового акта, должен изучить его во взаимосвязи с другими нормативно-правовыми актами, которые регулируют данную сферу правоотношений.
При выявлении коррупционных факторов эксперт должен выдвинуть предложение, направленное на их устранение.
3. Согласно третьему принципу экспертиза должна быть обоснованной, а ее результаты – проверяемыми и объективными.
Данное требование присуще научному познанию, а антикоррупционная экспертиза является видом научного познания.
4. Принцип компетентности лиц, которые осуществляют экспертизу, требует высшего образования, а также не менее 5-летнего стажа работы в соответствующей сфере.
Ведь уровень знаний эксперта играет важную роль в получении правильных результатов.
5. Принцип обязательности сотрудничества государственные органов заключается в том, что государственные органы обязаны предоставить экспертам соответствующие материалы и информацию, необходимую для проведения экспертизы.
Антикоррупционная экспертиза она имеет определенные цели и задачи, которые установлены в законодательстве.
В качестве основной цели данной деятельности можно указать недопущение в содержание нормативно-правовых актов таких норм, которые являются коррупциогенными, т.е. которые могут создать условия проявления коррупции.
Что же касается задач данной деятельности, то в качестве таковых можно указать:
- выявление в содержании правовых актов коррупционных факторов;
- проведение оценки принятия подобного проекта;
- выработка необходимых для устранения пробелом рекомендаций.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы была разработана Правительством РФ. Понятие «методика» включает в себя не только способы осуществления данной экспертизы, но и перечень субъектов, объектов экспертизы, их полномочия и т.д.
Согласно действующему законодательству антикоррупционная экспертиза проводится:
- как государственными;
- так и независимыми экспертами.
Соответственно существуют следующие виды экспертизы:
- государственная;
- независимая.
Экспертиза может проводиться:
- прокуратурой;
- министерством юстиций;
- другими органами и их служащими;
- независимыми экспертами.
В соответствии с действующим законодательством государственные органы, организации и учреждения должны провести антикоррупционную экспертизу тех правовых актов, которые были приняты данными органами.
Процесс проведения антикоррупционной экспертизы регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.1010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Данные документы тщательно регламентируют порядок проведения экспертизы, сроки ее проведения и полномочия соответствующих органов. Также стоит отметить, что начать проведение исследования можно на основании постановления прокуратуры.
Вместе с проектом правового акта также публикуются сроки осуществления независимой экспертизы. При этом законодательство гласит, что данный срок не может быть менее 7 дней. Но экспертам может также быть предоставлен более долгий промежуток времени.
>>> Антикоррупционная экспертиза на сайте Правительства Самарской области
_____________________________________________________________________________
Методические материалы
Материалы Минтруда России:
- Методические материалы по вопросам противодействия коррупции
- Соблюдение иных запретов и ограничений
- Организация ротации государственных гражданских служащих
- Материалы, связанные с выполнением Российской Федерацией Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок
Информационно-методические материалы по вопросам противодействия коррупции
В разделе представлены материалы по вопросам реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции:
- Информационные материалы судебной и административной практики по противодействию коррупции
- О принятых мерах прокурорского реагирования
- Учебно-методические и иные материалы
- Материалы совещаний, научных конференций, семинаров по вопросам противодействия коррупции
- Материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 2
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 3
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 4
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 5
- Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 6
>>> Методические материалы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
>>> Методические материалы Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации
>>> Методические материалы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
>>>Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства образования и науки Самарской области
_____________________________________________________________________________
Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения:
>>> Формы документов, связанные с противодействием коррупции, для заполнения
_____________________________________________________________________________
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
>>> Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год
_____________________________________________________________________________
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия):
Сведения о состоявшихся заседаниях комиссии, принятых решениях
- Заседания не проводились
_____________________________________________________________________________
Горячая линия
ТЕЛЕФОННАЯ «ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ» по противодействию коррупции, в том числе незаконному сбору денежных средств
В целях обеспечения возможности передачи гражданами и юридическими лицами сведений о совершении коррупционных правонарушений в сфере деятельности ГБОУ ООШ №28 г.о.Сызрань работает телефонная «горячая линия».
8(8464)34-21-01
с понедельника по пятницу с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 часов.
При обращении заявитель должен сообщить о себе следующие данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или номер контактного телефона.
Телефонная «горячая линия” по противодействию коррупции, в том числе незаконному сбору денежных средств в Западном управлении
8(8464)98-69-06
Прием сообщений граждан и юридических лиц по телефонной «горячей линии» осуществляется служащими Западного управления с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 часов с учетом обеденного перерыва (13.00 до 14.00).
При обращении заявитель должен сообщить о себе следующие данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или номер контактного телефона.
Телефонная «горячая линия” по противодействию коррупции, в том числе незаконному сбору денежных средств в Минобрнауки Самарской области
8(846) 333-75-10, 333-50-01
Прием сообщений граждан и юридических лиц по телефонной «горячей линии» осуществляется служащими Минобрнауки Самарской области с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00 часов, в пятницу с 9.00 до 17.00 часов, кроме выходных и праздничных дней, без учета обеденного перерыва.
При обращении заявитель должен сообщить о себе следующие данные: фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или номер контактного телефона.
ТЕЛЕФОНЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ
Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Самарской области
8(846)278-11-67, 8(846)273-48-75
_____________________________________________________________________________
АДРЕСА ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЕМНЫХ
Интернет-приемная губернатора и Правительства Самарской области
ГУ МВД России по Самарской области
Региональная общественная палата
_____________________________________________________________________________
Прокуратура разъясняет
_____________________________________________________________________________